В Воложинском краеведческом музее открылась выставка, посвященная 125-летию стихотворения "К птице".

Стихотворение принадлежит перу великого еврейского поэта Хаима Бялика и написано в Воложине.

Первые посетители смогли ознакомиться с выставкой в Ночь музеев 18-19 мая. Особенная часть экспозиции – рейзеле (розочки), еврейские вытинанки народной художницы Валентины Слюнченко.

Хаим Нахман Бялик (1873-1934) учился в Воложинской иешиве, а незадолго до отъезда на родину написал стихотворения "К птице", с которого символически начинается новая история поэзии на иврите.

По преданию, в один из теплых весенних дней нисана (апреля) 1891 года, после долгой, изнурительной зимы, сидя на своем любимом холме (где сейчас находится сельхозлицей) 18-летний Бялик был очарован щебетаньем вернувшихся с юга птиц. И вдруг оказалось, что слова стихов не нужно подбирать долго и мучительно. Они пролились откуда-то сами – сверху, с Б-жественной высоты. Только знай, успевай записывать – карандаш и листки бумаги юный поэт, как и многие творческие люди, носил с собой.

"О, прекрасная птица, ведь ты возвратилась на свою родину через далёкую и давно утраченную мою.

Евреи, жившие в польских, литовских, белорусских и украинских местечках, позаимствовали этот вид народного творчества у своих соседей. По сравнению с металлом, деревом, кожей, бумага настолько дешева и легко заменима, что даже самая бедная еврейская девушка могла заниматься вырезкой и быть свободной, смелой и изобретательной в творчестве.

Еврейские мастерицы с увлечением овладевали техникой изготовления бумажных кружев, привнося в них традиционные национальные мотивы. Вырезкам часто придавалось сходство с розой – одним из символов Израиля, за что ажурные бумажные салфетки, а затем и еврейская версия этого искусства получили название "рейзеле" (на идиш – "розочка"). Они украшали сукки в праздник Суккот и окна в праздник Шавуот. Декоративные таблички мизрах (на иврите – "восток"), прикреплявшиеся к восточной, обращенной к Иерусалиму, стене синагоги или частного дома, часто имели вид резного бумажного листа с орнаментом и текстом. В технике рейзеле делали виньетки для украшения свитков Эстер, вырезали замысловатый орнамент по краям листа ктубы – брачного договора. Бумажное кружево использовали при изготовлении календарей, табличек с указанием семейных памятных дат, поздравительных открыток.

В сюжетах использовались традиционные мотивы еврейского искусства: реальные и фантастические птицы и животные, растительность, колонны Храма, семисвечники, скрижали Завета, символы двенадцати колен и знаки зодиака. Часто сюда добавляли каллиграфические надписи на иврите: слова из Торы, поучительные высказывания или личные посвящения.

Еврейские свахи особо выделяли невест, владеющих техникой рейзеле. Ведь по качеству бумажной вырезки можно было судить о прилежании, аккуратности и трудолюбии девушки. Точность и быстрота исполнения требовали ясности замысла и твердости руки.

Работы, представляющие Бялика, стихотворение "К птице", Воложинскую ешиву "Древо жизни", в которой он учился, Налибокскую пущу – разработаны Валентиной Слюнченко по концептуальным идеям Александра Белого, координатора Зелёного маршрута "Валожынскiя гасцiнцы". Часть выставочных работ, реализованная в виде сувенирных открыток, разработана в рамках проекта "Региональные сувениры как средство интеграции местных агротуристических сообществ". Этот проект осуществлялся в 2015-2016 годах Общественным объединением инвалидов "Особый мир" при содействии Программы поддержки Беларуси федерального правительства Германии. Программа поддержки Беларуси реализуется Дортмундским международным образовательным центром (IBB Dortmund) по поручению Министерства экономического сотрудничества и развития (BMZ) и Общества по международному сотрудничеству (GIZ).