Подготовка к празднику Рош а Шана

Рош а-Шана предоставляет человеку множество прекрасных духовных возможностей.
 
Подготовка к празднику
 
Ключевой момент подготовки к Рош а-Шана - просьба о прощении, с которой человек обращается ко всем, кого он мог обидеть в течение уходящего года. По мере возможности мы должны начать новый год с "чистого листа", так, чтобы никто из окружающих не таил на нас злобу. Кроме того, человек должен быть готов с легким сердцем прощать тех, кто в свою очередь попросит извинения у него.
 
Многие после полудня накануне Рош а-Шана идут в микву. Миква, обладающая силой смывать с человека некоторые виды духовной нечистоты, может стать важной частью процесса тшувы.
 
Существует обычай утром в Рош а-Шана посещать кладбище и молиться на могилах праведников. Разумеется, мы молимся не самими добродетельным и благочестивым усопшим, а Вс-вышнему, Который внимает нашим просьбам в честь этих праведников.
 
Утром, накануне Рош а-Шана, освобождаются от обетов. Для этого существует особая процедура, которая называется - гатарат недарим. По законам Торы, даже обычная фраза - "Не буду больше есть сладкое" - считается полноценной клятвой. Поэтому перед Рош а-Шана мы отменяем все без исключения обещания - данные намеренно и случайно, без умысла.
 
Для этого нужно предстать перед тремя взрослыми мужчинами, среди которых хотя бы один знает правила проведения этой процедуры, и попросить их освободить вас от данных обетов. Полный текст можно найти в сборнике молитв (си-дуре) или - в Махзоре на Рош а-Шана.
 
Праздничный стол
 
Во время праздников принято использовать круглую халу - олицетворение полноты и завершенности. После благословения на хлеб, его макают в мед, что символизирует надежду, что новый год будет сладким.
 
Когда большая часть куска хлеба съедена, берут ломтик яблока и тоже обмакивают его в мед.
 
Перед тем как съесть его, следует сказать благословение. А после этого произнести: "Да будет желанием Твоим, Вс-вышний, чтобы новый год был для нас добрым и сладким".
 
Зачем нужен этот "повтор"? Разве слово "добрый" не подразумевает -
 
"сладкий"?
 
Еврейская традиция учит нас, что все происходит к лучшему. Все - часть Замысла Вс-вышнего. Даже то, что может показаться нам "плохим", на самом деле несет в себе добро. Мы знаем: все, что случится в новом году, пойдет нам на благо. Однако в дополнение к этому мы просим Творца даровать нам "сладкий" новый год - чтобы добро, ожидающее нас впереди, было явным и "сладким" на вкус.
 
В праздничный день Рош а-Шана, читая Биркат а-Мазон (благословение после еды), мы добавляем вставку - Яале ве-яво.
 
Символы праздничной трапезы
 
Во время праздничной трапезы в Рош а-Шана полагается съесть определенные продукты, символизирующие то хорошее, что мы надеемся обрести в новом году. Размышляя над тем, что олицетворяют собой эти продукты, мы как бы соединяемся с самим Источником добра.
 
Символика этих продуктов основана на игре их ивритских названий, которая связана с определенной надеждой, которую нам хочется осуществить в новом году.
 
Приведем взятый из Талмуда сокращенный список продуктов-символов:
 
1. Лук порей. Съев его, надо произнести: "Да будет желанием Твоим, Вс-выш-ний, чтобы недруги наши были отсечены".
 
2. Свекла. Съев немного свеклы, мы произносим: "Да будет желанием Твоим, Вс-вышний, чтобы не стало у нас противников".
 
3. Финики. Съев финик, произносят: "Да будет желанием Твоим, Вс-вышний, чтобы враги наши исчезли с лица земли".
 
4. Морковь. Съев немного моркови, произносим: "Да будет желанием Твоим, Вс-вышний, чтобы не было приговора против нас и чтоб заслуги наши были зачитаны пред Тобою".
 
5. Гранат. Съев зернышки граната, произносим: "Да будет желанием Тво-
 
им, Вс-вышний, чтобы умножились наши заслуги как зерна граната".
 
6. Голова рыбы (или барана). Съев кусочек, произнесите: "Да будет желанием Твоим, Вс-вышний, чтобы были мы были во главе, а не в хвосте".
 
К празднику готовят, конечно, и другие блюда. Главное, чтобы трапеза была вкусной и разнообразной. Молитвы в Рош а-Шана Во время праздника Рош а-Шана читают много специальных молитв, поэтому они собраны в отдельном молитвеннике - Махзоре.
 
В Амиде и вечернем Кидуше в Рош а-Шана мы произносим фразу "йом те-руа..." (день трубления). Если Рош а-
Шана совпадает с Шаббатом, и поэтому в этот день не трубят, вместо этого произносят "зихрон теруа..." (память о трублении)
 
В Рош а-Шана читают Авину Малкей-ну (Отец наш...). Однако, если праздник совпадает с Шаббатом эту молитву не читают.
 
В Дни Трепета для Ковчега Завета используется покрытие белого цвета. Это означает, что наши "ошибки будут обелены".
 
Хазана (кантора) для праздников выбирают, руководствуясь не только его вокальными данными. В идеале это должен быть мужчина старше 30 лет, соблюдающий законы Торы, скромный и женатый. Образованный человек моложе 30 лет, обладающий другими достоинствами, тоже может исполнять обязанности хазана.
 
Шофар
 
Очень важная заповедь - слушать в
Рош а-Шана
Рош а-Шана звуки шофара. В шофар трубят утром - после чтения Торы.
 
Тора обязывает человека выслушать, как минимум, тридцать звуковых "серий". Принято производить трубление трех видов: протяжные - ткия, напоминающие плач звуки - шварим; короткие, отрывистые - труа.
 
Каждая серия начинается и кончается долгим и протяжным звуком ткиа. И повторяется по три раза. В целом производится тридцатьтрублений, необходимых для того, чтобы уничтожить любые сомнения относительно исполнения заповеди Торы.
 
Человек, трубящий в шофар, должен делать это стоя. Необходимо проинструктировать его о том, что перед самым началом трубления он должен взять на себя обязанность выполнить данную заповедь за всех присутствующих. В то же время все, кто слушает шофар, должны сосредоточиться на выполнении заповеди.
 
Перед трублением произносят два благословения: "Услышать звук шофара..." и Шегехеяну.... После того, как благословения прочитаны, никто не произносит ни слова до окончания трубле-ния в шофар.
 
Шофар слушают не только мужчины, но и женщины и дети. Если Рош а-Шана совпадает с Шаббатом, трубление в шофар не производится.
 
Шофар делают из загнутого бараньего рога (в длину - не менее 10 сантиметров).
 
Мусаф на Рош а-Шана включает в себя три особых благословения: Малхийот -хвалы, возносимые Вс-вышнему, Зихро-нот - обращение к Творцу с просьбой вспомнить о заслугах наших предков, и Шофарот - о трублении в шофар и об исправлении наших поступков. Пока ха-зан повторяет их, производится тридцать дополнительных трублений в шофар в различных комбинациях.
 
В конце службы принято трубить в шофар 40 раз. Таким образом, общее количество трублений достигает ста. Согласно традиции, самый последний звук (носящий название ткиа гдола) должен быть длиннее остальных.
После полудня в Рош а-Шана произносится молитва Ташлих. Ее читают около водоема, причем, желательно, чтобы в нем водилась рыба.
 
Рош а-Шана
Подобно рыбе, которая не может жить без воды, еврей не способен жить без Торы.
 
Кроме того, глаза рыбы никогда не закрываются, и это напоминает нам, что "глаза" Вс-вышнего постоянно открыты. Он знает каждое наше движение, каждую мысль.
 
Текст Ташлиха: Кто есть Вс-вышний, подобно Тебе, прощающий беззаконие и не вменяющий в вину проступок остатку Своего наследия? Он не держит вечно гнева своего, ибо Он желает творить благодеяния. Он вновь умилосердится над нами, подавит беззакония наши и бросит в пучины морские все наши грехи.
 
Даруй же верность Яакову, милость -Аврааму, как Ты клялся нашим отцам с давних времен.
 
Из теснины воззвал я к Превечному, и Он ответил мне привольем. Творец со мной, я не страшусь, что сделает мне человек. Он со мной среди помогающих мне, и я без страха буду смотреть на ненавистников моих. Лучше уповать на Вс-вышнего, чем полагаться на человека. Лучше уповать на Вс-вышнего, чем полагаться на знатных.
 
Многие читают дополнительно псалмы 34 и 131.
 
Раввин Моше Лазерус, по материалам evrey.com