ОСТАЛИСЬ ТОЛЬКО КАМНИ

В августе члены ИРО Могилева при- няли участие в организованной ОО "Могилевская еврейская община" научно-практической встрече по изучению и каталогизации старинных еврейских кладбищ "Узел жизни". Вместе с волонтерами из 9 городов Беларуси под руководством специалистов по эпиграфике Александры Фишель (Киев) и Михаила Васильева (Москва) за прошедшее лето были расчищены, сфотографированы и переписаны мацевы – каменные надгробия – на еврейских некрополях в Чаусах, Шклове и Дрибине. Это продолжение работы по сохранению эпиграфического насле- дия, начатого могилевской общиной в 2013 году. "В этом году вместе с нами и в обуче- нии, и в практических работах участвовали не только евреи, но и русские и белорусы, поляки и украинцы, проживающие в нашей стране. Особенно приятно было видеть в числе волонтеров местную молодежь Дрибина и Рясно, представителей неравнодушной обще- ственности Шклова" – рассказал председатель иудейской религиозной общины в Могилеве Анатолий Черных. Наиболее хорошо сохранилось еврейское кладбище поселка Дрибин. Еврейская община обосновалась здесь со второй четверти 18 века. В то время Дрибин стал центром имения помещиков Техановецких. К этому же времени можно смело отнести и появление еврейс- кого кладбища. В конце XIX века евреям принадлежало 108 домов из 250, 3 пивоваренных завода (Айзик Муравин арендовал вино- куренный завод местного помещика). В начале XX века в Дрибине имелось уже 5 синагог и частная библиотека Вульфа Гиршвальда. По результатам переписи населения в 1897 году в Дрибине проживали 971 еврей (46,8% от всего населения), в 1908 – 1003 (51,2%). Яркие и интересные воспоминания о дореволюционном Дрибине оставил его уроженец и очевидец жизни местечка Залман Шифрин, отец знаменитого артиста: "...В местечке половина, а может быть и больше еврейских семей были Рабиновичами и Шифриными. Почти все состояли в родстве между собой. Дрибин был захолустьем, чем-то средним между деревней и маленьким городом. Такое название – "местечко" – бытовало тогда в западных районах Российской империи: в Польше, Беларуси, Правобережной Украине. Здесь же проходила и "черта еврейской оседлости", жить за которой евреи не имели права. Исключение составляли кантонисты, то есть евреи, отслужившие в царской армии 25 лет. …За пределами черты оседлости могли жить евреи – купцы 1- й и 2-й гильдий, мастера, окончившие ремесленные училища, и представители свободных профессий: врачи, адво- каты, художники, провизоры. На государственную службу – на железную до- рогу, в учреждения связи – евреи не допускались. Существовала также про- центная норма на право обучения в гим- назиях, институтах и университетах. Дрибин расположен был в красивом месте – среди лугов и лесов на берегу Прони. Мальчишками, бегая на реку купаться, мы часто смотрели, как по реке сплавляли лес. Окруженное лесами, лугами и полями, отдаленное от железной дороги на 60 верст, наше местечко жило по своим, издавна установившимся законам. 60% населения Дрибина составляли белорусы, русские и поляки, 40% – евреи. Все жители относились к сословию мещан. В городке было семь училищ, Базарная площадь, церковь, пять небольших синагог. Каждая синагога вела свою хронику, в которую вносились все события из жизни местечка. Неплохая по тем временам больница, действовавшая от земской управы, была построена с помощью ее главного врача Блажевича. Он же стал инициатором образования в местечке сельскохозяйственного кредитного товарищества с пунктом очистки семян. В первые годы Советской власти Блажевич покончил жизнь само- убийством. Не смог он смотреть, как душится созданное им с большой лю- бовью детище, и слышать угрозы в свой адрес. Все дома в Дрибине были деревянны- ми и строились обычно на деревянном фундаменте, крыши крылись гонтом – деревянными дощечками, с пазами, по-догнанными друг к другу. Большинство домов имели палисадник, в котором росли разнообразные цветы, разве только у захудалого и ленивого хозяина можно было увидеть бурьян. Возле домов пролегали тротуары: хотя и деревянные, они придавали местечку городской вид". После революции синагоги закрылись, зато появились еврейские сельхозартели "Красное Знамя" и "Культура № 2". В начале германской оккупации в Дрибине на улице Колхозной было создано гетто для евреев Дрибина и окрестнос- тей. По данным Национального архива Республики Беларусь об уничтожении еврейского населения на территории Дрибинского района, 30 сентября 1941 года в Дрибине было уничтожено 800 евреев.

Когда Дрибин освободили войска Западного фронта, местечко было практически сожжено. Не осталось ни домов, ни синагог, ни производственных строений. Постепенно населенный пункт был отстроен. По воспоминаниям старожилов, после войны вернулось лишь 8 еврейских семей. Уцелевшие жители меледнее установлено в 1960 году. Большая часть надгробий – это камнивалуны с выбитой надписью. В углублениях рельефа букв еще видны следы белой или черной краски, которыми когда-то выделяли надпись. Эпитафии лаконичные. Очень мало фамилий. Более дорогих памятников, которые устанав- ливались, как правило, в начале XX века, на кладбище нет. Дети и внуки погибших, их белорусские одноклассники, соседи, друзья многие годы вспоминали погибших и до сих пор пытаются узнать их судьбу, втайне надеясь на чудесное спасение родных людей. Вот, например, такое письмо от читателя пришло в адрес редакции дрибинской газеты "Советская деревня": "Здравствуйте, уважаемая редакция. …Дело в том, что до войны в Дрибине жил мой дед Исаак Раскин, его жена Дора и дочь Хая, которой было на 1941 год 16 лет. Она была замечательная скрипачка и красавица. Кроме того, что Дору и дочь расстреляли в Шамово, я ничего толком о них не знаю. На какой улице они жили? Всех ли евреев Дрибина отправили нацисты в Шамово или Дрибинское гетто уничтожали в другом месте? Может, кто-то лично помнит Хаю и Дору?" К сожалению, в Дрибине практически не осталось людей, которые бы помнили довоенное время и тех евреев, что жили здесь. Остались только камни с выбитыми на них именами и установленная могилевскими волонтерами табличка с надписью "Еврейское кладбище". Однако, очень скоро на сайте Могилевской еврейской общины http:// mogjewshistory.ru/about , рядом с фото- каталогами еврейских кладбищ городов Могилева, Шклова, Быхова, деревень Дашковка, Сухари, агрогородка Рясно и поселка Чаусы, появится каталог Дрибина. И потомки бывших жителей этого бывшего штетла смогут найти и приехать на родину своих предков, чтобы прочесть молитву и вспомнить о своих корнях.

Ида Шендерович