От Песаха до Шавуота

В период после разрушения Второго Храма дни между праздниками Песах и Шавуот были объявлены време- нем, когда положено соблюдать некоторые из элементов траура: не играть на музыкальных инструментах, не стричься, не устраивать свадеб, не надевать новой одежды, чтобы не произносить благословение "шэ'эхияну" (дал нам дожить до этого дня). После того, как в конце XI века, ранней весной 1096 года, крестоносцы, направлявшиеся на завоевание Святой Земли, разгромили несколько еврейс- ких общин на своем пути, этот обычай был принят всеми. Особенно пострадали общины на севере Франции и у южных границ Германии. Обратив внимание на то, что в это же время года – между Песах и Шавуот (в 132-135 годы) погибли 24 тысячи учеников рабби Акивы, мудрецы Торы пришли к выводу, что этот период связан со многими проблемами духовного развития еврейского народа и требует особой милости Творца.На бытовом уровне неблагоприятная для еврейских общин ситуация, складывающаяся именно в это время года, объясняется тем, что и в древнем мире, и в средние века войны велись ранней весной, после того, как просыхали дороги.Кроме того, праздник Песах всегда становился предлогом для кровавых наветов, которые нередко заканчивались погромами и изгнаниями целых общин. Все это привело к тому, что самое радостное время для народа, проживавшего на своей земле, связанное с созреванием урожая, в изгнании превратилось в период, полный опасений и тревог.Несколько событий новейшей истории в какой-то степени изменили характер дней отсчета омера. 5 Ияра 5708 года (5 мая 1948  года) было объявлено об образовании государства Израиль. Эта дата стала национальным праздником, и неслучайно она приходится на это время, на те же дни года, когда войска Бар Кохбы начали терпеть поражения, погибли ученики рабби Акивы, и исход борьбы за независимость был предрешен. То же самое можно сказать и о празд- нике, посвященном победе в Шестидневной войне 5728 года (1967) – дне освобождения Иерусалима, который отмечают 28 Ияра. Сам факт, что обе эти даты пришлись на период отсчета омера, свидетельствует о постепенном возвращении старой традиции, в соответствии с которой это время было принято считать многодневным праздником. Но поскольку становление народа не движется по ровной и прямой дороге, на это же время пришлись два новых траурных события. 27 Нисана (день начала восстания в Варшавском гетто) стал днем памяти погибших в годы катастрофы и дани уважения к проявленному им героизму. 4 Ияра, предшествующее Дню независимости, было объявлено днем памяти воинов Армии обороны Израиля и борцов подполья, павших в борьбе за независимость и свободу еврейского народа. Пересечение нескольких процессов, взлеты и падения наиболее отчетливо проявляются в обычаях, связанных с празднованием 33 дня отсчета омера, которое выпадает на 18 Ияра – день смерти одного из величайших мудрецов Талмуда, ученика рабби Акивы – рабби Шимона бар Йохай. День, который называется "Лаг ба-Омер".

Раввин Зеев Султанович