Поэт Шауль Черниховский в Минске

"...Когда встал я меж смертью и жизнью, меж явью и сном

/Нет искусства страшнее/, был скальпель в руке у меня. То от радости плача, то в гневе бессилье кляня,

Я ловил свет последней надежды во взгляде чужом. Гром орудий на поле ночном без конца грохотал,

И при свете свечи, что в окопе мне робко светил,   Я подвел ту черту и из списка живых   исключил,

Словно редкостный камень из чаши янтарной украл..."

С. Черниховский. Из цикла сонетов "К солнцу", 1919 год

Саул (Шауль) Черниховский (1887, Михайловка, Таврическая губерния, Российская империя – 1943, Иерусалим) – один из основоположников новой поэзии на иврите. Многим евреям Беларуси он хорошо известен как талантливый поэт и замечательный переводчик. В 1935 году Черниховский был номинирован на Нобелевскую премию в области литературы, но, к сожалению, не получил ее. Некоторые, вероятно, знают и о том, что Черниховский был дипломированным врачом и имел обширную частную практику.

Процентные нормы, ограничивающие прием евреев в высшие учебные заведе- ния, не позволили Саулу Черниховскому получить университетское образование в Российской империи. Он был вынуж- ден уехать в Европу, где изучал естествознание и медицину в университетах Гейдельберга (1899-1903) и Лозанны (1903- 1906). Получив в 1906 году в Лозанне зва- ние доктора медицины, он вернулся в Россию и последующие четыре года занимался медицинской практикой в Таврической и Харьковской губерниях. В 1910 году Черниховский переехал в Петербург, где продолжил медицинскую практику и литературную деятельность. В годы Первой мировой войны Черниховский служил в русской армии в качестве военного врача. С сентября 1914 года и до конца 1916 года (с небольшим перерывом) служба Черниховского проходила в Минске. Этот период жизни известного поэта по понятным причинам представляет для наших читателей особый интерес, поэтому остановимся на нем подробнее.

Первая мировая война застала Черниховского в Петербурге, где он принимал участие в работе медицинской комиссии одного из многочисленных мобилизационных пунктов. В это же время он начал подыскивать вакансию врача в различных еврейских лечебных учреждениях, но безуспешно. Продолжив поиски, он неожиданно получил место второго вра- ча в отряде Серафимовского лазарета, в состав которого входили два врача, завхоз, медбрат и шесть медицинских сестер. В сентябре 1914 года отряд прибыл в Минск. Приезд Черниховского не остался незамеченным: одна из местных газет сообщила, что при Серафимовском лазарете врачом состоит "известный поэт С. Черниховский".

С началом Первой мировой войны Минск превратился в опорный пункт снабжения русской армии, поскольку через него проходили две важнейшие железнодорожные магистрали: Московско-Брестская и Либаво-Роменская. В городе были возведены новые казармы и размещены почти 90 госпиталей и лазаретов.

Одним из них был Серафимовский лазарет, в котором служил Саул Черниховский. Лазарет развернули в большом трехэтажном каменном здании на Александровской улице (ныне улица Максима Богдановича) в Троицком предместье. На Троицкой горе, рядом с лазаретом, размещался  сельскохозяйственный рынок (сейчас здесь находится сквер и здание Большого театра оперы и балета Республики Беларусь), а ниже протекала Свислочь. Здание бывшего лазарета сохранилось и по сей день – в настоящее время в нем располагается Минское суворовское военное училище.

Лазарет был развернут на 75 мест, но при необходимости их количество можно было увеличить до 150. На втором этаже располагались семь палат для больных и раненых, операционная, перевязочная, аптека, кладовая и столовая. Жилые помещения для врачей и младшего персонала находились на первом и втором этажах, кухня и кладовая – на цокольном этаже.

Несмотря на то, что обязанности военного врача, казалось бы, отнимали у поэта всё время и силы, он находил возможности для творческой деятельности. Черниховский оставил большое количество рассказов, где в живой ироничной форме описывает медицинскую службу в минском лазарете.

 В годы войны население Минска резко возросло за счет огромного количества беженцев, в том числе и еврейских Неисчислимые страдания, которые принесла им война, болью отозвались в сердце поэта, и нашли отражение в его стихах. К числу самых известных стихотворений этого периода относятся "Мимангинот газманим" ("Из современных мелодий") и "Мангинати" ("Моя мелодия").

***

При написании этой заметки была использована книга Г. Щеглова "Первый Серафимовский: история одного лазарета в событиях и лицах (1914-1918)" (Минск, 2014). Гордей Щеглов, будучи православным священником, с большим уважением и симпатией описывает Саула Черниховского – второго врача Серафимовского лазарета и знаменитого поэта. Помимо архивных документов, Г. Щеглов опирается на автобиографические рассказы С.Г. Черниховского, относя "веротерпимость автора, его уважение ко всем персонажам своего исследования, независимо от их национальности и общественного положения".

Использованы источники:

1. Электронная еврейская энциклопедия

  2. Ишутин О.С. "Военная и гражданс- кая медицина Минска в годы Первой мировой войны".

  3.  Копельман Зоя. Рецензия на книгу Г. Щеглова "Первый Серафимовский: история одного лазарета в событиях и лицах (1914-1918)", Минск, 2014.

 

Фотографии – из книги Г. Щеглова "Первый Серафимовский: история од- ного лазарета в событиях и лицах (1914- 1918)" (Минск, 2014).

Илана Акопян