Размышления перед праздником Песах

Чем отличается Песах от других праздников? Наверное, он самый известный среди людей, которые отошли далеко от Торы и заповедей. Они не знают, что такое Шавуот и Суккот, с трудом припоминают Йом Кипур, но Песах знают все. Есть известная история, когда еврей, который с трудом выбрался из СССР, пытается получить политическое убежи- ще в США, мотивируя это тем, что в Советском Союзе ему не дают соблюдать религиозные традиции. Чтобы проверить, насколько он знаком с этими самыми традициями, его спрашивают: "Что вы обычно ели в Йом Кипур?" И он отвечает: "Мацу".

Песах – это день рождения нашего народа, день, который во многом определил нашу дальнейшую судьбу. Что сделало нас народом, что выделило из среды египтян, в которой мы практически растворились? Безусловно, это заповеди Творца, первые из которых мы получили перед самым выходом из Египта. Одна из этих заповедей – принесение пасхальной жертвы, которая называется "корбан Песах", и дает название всему празднику.

Если внимательно рассмотреть ее законы, то можно обратить внимание на одну интересную вещь. Все жертвы, которые приносились, делятcя на две категории – общественные и частные. Пасхальная жертва – частная жертва. Обязанность принести пасхальную жертву лежит персонально на каждом еврее мужского пола. С другой стороны, отдельные индивиды могут объединяться в компании для принесения пасхальной жертвы, таким образом, несколько человек приносят в жертву одного ягненка, при этом каждый из них выполняет обязанность принесения пасхальной жертвы. Теоретически, весь народ может принести в жертву только одного ягненка, заранее согласовав это, и при этом каждый выполнит заповедь. Каждый еврей обязан принести пасхальную жертву в строго определенное время, тогда, когда это делают все остальные, – после полудня 14 нисана, вканун праздника Песах, перед самым выходом из Египта.Эта некая "двойственность" пасхальной жертвы учит нас, что с одной стороны, Вс-вышний освятил каждого еврея в отдельности, и ему важен каждый из нас. Но народом евреи становятся объединяясь в одно целое – в исполнении заповеди, и с учетом индивидуальных особенностей каждого. Можно сказать, что в противоположность тому, к чему мы привыкли: вначале были созданы законы, а затем народ, который будет их исполнять.

Царь Шломо в книге Мишлей говорит: "Страстей ищет отделенный …". Материальные страсти, личные желания разделяют людей. У каждого они свои, часто исполнение желаний одного автоматически означает невыполнение желаний другого. Только соблюдение заповедей, задачи в духовной сфере, делает нас единым народом. Как только еврей пытается уклониться от исполнения вместе со всеми общей задачи, он постепенно отделяется от своего народа и теряет с ним всякую связь.

В 2012 году покинули этот мир два очень известных человека. Один – величайший раввин и духовный авторитет современности рав Йосеф Шалом Эль- яшив (1910-2012). Его отец во время Первой мировой войны перебрался из Литвы в Гомель, стал там раввином города и оставался им до переезда всей семьи в Землю Из- раиля в 1924 году. Второй– Бенцион Нетаньяху (1910-2012) – известный историк, бывший личным секретарем Зеева Жаботинского, отец нынешнего премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. После себя раввин Эльяшив оставил 1200 потомков, включая внуков, правнуков и праправнуков, а светский человек, профессор истории БенЦион Нетаниягу – 10 потомков, включая всех внуков. В выполнении задач по соблюдению заповедей все равны, ни у кого нет преимущества. Книга "Шевет Йегуда" приводит рассказ римс- кого наместника, жившего в Иерусалиме и бывшего свидетелем того, как совершалась церемония принесения пасхальной жертвы. Описывая покупку животного для пасхальной жертвы, он пишет: "Согласно еврейскому обычаю, в толпе людей, ждущих своей очереди купить животное для жертвы, ни один человек не говорит другому: "Подвинься" или хотя бы "Позволь мне пройти" – даже если кто-то из них – царь Израиля. Я спросил у коэнов, откуда про- изошел этот обычай, на первый взгляд, противоречащий морали и здравому смыслу. И они ответили, что никто не может претендовать на превосходство над другими, когда речь идет о подготовке к исполнению служения Вс-вышнему, и тем более, о самом служении. В эти часы все евреи равны". Каждый из нас стоит перед выбором: либо взять на себя исполнение какой- либо части из тех задач, которые стоят перед нашим народом уже более 3000 лет, и продолжить то, что начали его предки, либо оборвать эту цепочку и связь со своим народом… Выбор перед вами.

                                                                                                                                                                               Раввин Мордехай Райхинштейн