Как жить после "Наших"?

2 марта в Интеллектуальном клубе Светланы Алексиевич литовская писательница и журналистка Рута Ванагайте представила свою книгу "Наши". Издание стало расследованием – не столько историческим, сколько морально-этическим исследованием литовского общества, оказавшегося способным к участию в акциях геноцида своих еврейских сограждан. Соседей, коллег, одноклассников, общественных деятелей – каждого человека в крупнейшей еврейской общине Восточной Европы, безотносительно ко всем обстоятельствам, кроме национальной принадлежности.

Рута Ванагайте тоже не идет на поводу у обстоятельств – нынешней политкорректности, общественных настроений, стереотипов, фобий и незалеченных травм. Рассказывает и про зубы, и про разбитые головы младенцев, про антикварную мебель в домах крестьян. Информация – из открытых источников, но в публицистику "Наших" она пришла от историков, которые в силу разных причин не решались донести ее до так называемой широкой общественности. И вот тут пафос "Наших" поднимается на задуманную высоту: Рута рассказывает, как сплошь и рядом, руками обычных граждан, на расстоянии получасовой прогулки творилась Катастрофа. 227 мест массовых расстрелов. Статистика, свидетельства очевидцев (всегда остаются!), исторические документы позволяют сделать выводы о повседневном и повсеместном участии обычных литовцев в расстрелах. Не выродки, не садисты, нет. Просто кто-то подрабатывал на каникулах, кто-то служил в местной администрации. Из литературы и личного опыта мы знаем, сколь тонкий слой лакировки отделяет цивилизацию от скотства.

Вопрос "Как жить после "Наших" сродни вопросу "Как жить после Холокоста", только с другой стороны условной баррикады. На второй вопрос ответов много, но они разной степени убедительности. Иногда можно слышать: "А это и не жизнь…Так, оболочка…", а иногда другое: "Нам не дано этого понять". Что касается литовцев, то после скандала и подозрений в ангажированности книги начинается этап осмысления произошедшего. Особенно, в молодой части общества. Ведь около 900 праведников народов мира в Литве тоже были, и их благородство и храбрость – удел людей исключительных. "Работа интеллектуала – думать честно", – считает Светлана Алексиевич. А Рута Ванагайте уверена: "Способность к покаянию – признак сильной нации".