Будет ли взиматься налог?

В связи с информацией о необходимости уплаты налогов при получении гуманитарной благотворительной помощи от Еврейского благотворительного общественного объединения «Хэсэд», сообщаем о правовых основаниях данного требования. На сегодняшний день ситуация с оказанием помощи пожилым евреям, пережившими Холокост, уточняется и прорабатывается налоговыми органами. Редакция будет следить за развитием событий.

***

Многие организации оказывали и оказывают благотворительную помощь гражданам пенсионного возраста, малообеспеченным гражданам, одиноким пожилым гражданам, инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны и труда, бывшим узникам гетто и нацистских концлагерей, детям-инвалидам. Основным источником этой помощи является иностранная безвозмездная помощь в виде денежных средств.

 В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь получатели помощи в установленном порядке обращались в Департамент по гуманитарной помощи Управления делами Президента Республики Беларусь (далее – Департамент), где получали удостоверение о регистрации помощи  с освобождением ее получателей от уплаты налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц. Полученные денежные средства использовались организациями в соответствии с согласованным с Департаментом планом целевого использования (распределения) помощи. Декретом Президента Республики Беларусь N 5 от 31 августа 2015 г. "Об иностранной безвозмездной помощи", вступившим в силу с 04.03.2016 г. было утверждено Положение "О порядке по- лучения, учета, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контроля за ее получением и целевым использованием, а также регистрации гуманитарных программ" (далее Положение).

В соответствии с п. 35 Положения, в основном сохранился прежний порядок получения удостоверения о регистрации помощи с указанием налоговых льгот в части освобождения от уплаты налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц, с приложением согласованного с Департаментом плана целевого использования указанной помощи.

Вместе с тем, п. 27 Положения предусмотрено, что имущество, приобретенное за счет средств помощи, в том числе в рамках реализации гуманитарной программ, помощью не является и не подлежит освобождению от налогов, сборов (пошлин).

Учитывая то, что значительную часть оказываемой помощи составляют  не денежные средства, а имущество (продукты питания, средства личной гигиены, одежда, обувь, топливо, слуховые аппараты и т.д.), граждане, которым оказана такая помощь, обязаны уплатить подоходный налог.

В соответствии со ст. 181 Налогового кодекса Республики Беларусь организация, оказавшая благотворительную помощь в натуральной форме, обязана в месячный срок со дня оказания такой помощи направить в налоговый орган по месту жительства гражданина письменное сообщение о сумме задолженности по подоходному налогу с физических лиц. Налоговый орган, по месту жительства плательщика, в тридцатидневный срок со дня получения письменного сообщения о сумме задолженности по подоходному налогу с физических лиц, вручает плательщику извещение на уплату подоходного налога с физических лиц. Уплата подоходного налога с  физических лиц производится плательщиками в тридцатидневный срок со дня вручения налоговым органом такого извещения.

При неуплате плательщиками сумм подоходного налога с физических лиц налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд или заявлением к нотариусу о совершении исполнительной надписи о взыскании налога за счет имущества плательщика. 

Комментарий

Учитывая то, что помощь оказывается перечисленным выше категориям граждан с низким уровнем дохода и не имеющим сбережений, уплата подоходного налога для них приведет к еще большему снижению уровня их материального положения. Большинство получателей помощи являются людьми преклонного возраста, малоподвижными или лежачими, зависящими от посторонней помощи, и просто не имеют возможности обратиться в исполкомы по месту жительства с просьбой об освобождении их от уплаты подоходного налога.

И в тоже время иностранная безвозмездная помощь в виде денежных средств:

–  соответствует национальным интересам Республики Беларусь в сфере социальной политики и повышения качества жизни пожилых граждан и инвалидов;

–  способствует привлечению дополнительных кадровых и материальных ресурсов для оказания социальных услуг гражданам Республики Беларусь за счет привлеченных внебюджетных средств;

– не влечет дополнительных расходов республиканского и (или) местного бюджетов, способствует снижению нагрузки на государственный бюджет в cфере социальной поддержки граждан.

Отдел информации