Дорогие евреи!

Постом Семнадцатого тамуза начинается трехнедельный траурный период еврейского календаря. Дни эти, отмеченные многими трагическими событиями, называются на иврите "бейн амецорим", что буквально означает "между бедами", или, как можно перевести поэтичнее, "в теснинах" (см. Эйхо, 1:3).

Три недели траура завершаются постом девятого ава, установленным в память о разрушении Иерусалимского храма. И поскольку этот траур не дань традиции, а закон, принятый мудрецами, мы должны знать, как наилучшим образом исполнить его, понять его суть, выявить связь с современностью и актуальность.

Исполнение любой заповеди – это решение нескольких, равных по важности, задач. Мицва бейн амецорим в этом смысле – не исключение. Скрупулезное исполнение законов поста и траура не менее важно, чем осознание причин, которые привели к разрушению Храма. Мудрецы говорят, что то поколение, на протяжении жизни которого Храм не был отстроен, как будто его разрушило. Дело в том, что восстановление Храма обусловлено, прежде всего, исправлением того, что привело к его разрушению. И если мы не исправляем, а наоборот, продолжаем совершать ошибки отцов, то тем самым не позволяем отстроить   Храм, что равносильно его разрушению.

Последнее изгнание, в котором  мы находимся вот уже две тысячи лет характерно тем, что мы разбросаны по всему земному шару. И это не случайно.  Рассеяния – часть наказания, которое Творец обрушил на Свой народ. Оно свидетельствует о нашей внутренней разобщенности, ведь Он даёт "меру за меру".

Нужно понимать, что, хотя мы и привыкли, что евреи находятся во всех уголках планеты, – это не естественное для нас состояние. Изначально народ Израиля – целостный монолит. И хотя в нем было двенадцать колен и множество семей, тем не менее, он был одним целым – как человек, у которого много разных частей тела, но все вместе они составляют один организм. Так и народ Израиля. И такого уровня евреи достигли перед самым получением Торы. Более того, сама возможность её дарования была обусловлена тем, что народ Израиля после доменной печи Египта и чудесного выхода из него стал единым народом, как один человек, с одним сердцем, как написано в главе "Итро". И именно это единство сделало возможным получение Торы и провозглашение евреев как народа, выбранного Создателем.

  К великому нашему сожалению и скорби, мы утратили это достижение. Ещё будучи в своей земле – Земле Израиля, появились неприязнь и вражда среди евреев. Злоязычие, беспричинная ненависть, зависть стали основными причинами разрушения Иерусалимского Храма и последовавшим за ним изгнания. И поскольку эти грехи приводят к отдалению и отчуждению людей друг от друга, то как часть наказания за них, – мы разбросаны по всему миру.

 Хофец Хаим в предисловии к книге о законах злоязычая пишет, что пока мы в корне не исправим свое отношение к ближним, пока не перестанем сплетничать и говорить гадости о других, голус– изгнание – не закончится, а с ним все наши беды и несчастья. И, соответственно, это должно являться основной нашей работой в эти дни!

 Выше мы упомянули о даровании Торы на горе Синай. Почему Творец решил сделать это именно в пустыне, а не в Земле Израиля? Отвечают мудрецы, что тем самым Он хотел показать, что единственное, что нас понастоящему объединяет и делает одним народом (и не просто народом – одним из многих, населяющих Землю, а народом   Б-га), это – Тора! Не язык, не общая территория, не экономика и т.д., а только Тора объединяет нас. Поэтому исправление наших грехов должно начинаться с приверженности к ней – к её изучению и исполнению. И именно она – источник всего хорошего, что у нас есть – мудрости, личных качеств, правильных поступков и т.д. В заслугу этой приверженности Творец даёт благословение изобилия, здоровья и достатка, а главное – соберёт нас со всех сторон света в нашей земле, в отстроенном Иерусалиме. Пусть это произойдёт в наше время. А все траурные дни превратятся в дни радости и праздника. Омейн.

                                                           Раввин минской общины

"Бейс Исроэль" рав Михоэль Гохберг