Григорий Хайтович: "Общине, где есть мир, хотят помогать"

Если община дружная, всегда найдется тот, кто захочет помочь. А для Калинковичей это очень характерно. Там, где есть мир, община объединяет всех евреев, и для всех есть возможность развиваться, двигаться вперед. И не важно, что город небольшой, и евреев там не много. Наше Объединение очень ценит такие общины, мы все видим их опыт, их доброжелательность, и видим результаты сотрудничества. Готовность к общению с людьми, умение понять и найти общий язык с другими организациями - это то, чем можно гордиться. В Калинковичах участие в еврейской жизни принимают раввин Исроэль Тауб, у которого накоплен уже многолетний опыт работы в Беларуси, и Дан Маркман, выходец из Калинковичей. 

Калинковичи – город в Гомельской об- ласти на юго-востоке Беларуси. Впервые упомянут в 1560 году как селение Каленковичи Мозырского повета Минского воеводства Великого княжества Литовского. В середине XVIII века насчитывали 25 домов, сегодня, по данным 2016 года, в Калинковичах живут 45 000 человек.

Михаил, уроженец Калинкович – историк. К счастью, я выяснила это в самом начале разговора, и теперь безжалостно мучаю его разными вопросами. Он терпеливо отвечает.

–  Возможно, свое название Калинковичи получили оттого, что здесь проходил торговый путь, и в этом месте получался изгиб в форме колена. Второй вариант – город обязан названием веточке калины. В основном, евреи, жившие здесь, были ремесленниками. Тогда Калинковичи были местечком.

–  А чем отличается местечко от деревни или города?

–  Местечко – это населенный пункт городского типа. Меньше города, но явно больше деревни.

Есть куда прийти – почувствовать себя евреем

Калинковичская община ведет свое летоисчисление с 1994 года. В этом же году община вошла в состав ИРО в Беларуси. Первым председателем был Яков Ефимович Еренбург. Тогда под нужды общины снимали двухкомнатную квартиру, и поначалу этого хватало.

Прежнюю калинковичскую синагогу в 1965 году забрали в фонд города. Ее уже не вернут, но, когда появилась община, взамен синагоги город выделил здание, в целом, многообещающее, но с необходимостью в некотором ремонте. По свидетельствам очевидцев, состояние его было совсем даже не критичным, но так уж вышло, что ремонт не был сделан, а здание оставили стоять до  лучших времен. Лучшие времена не насупили, состояние здания ухудшалось с пугающей быстротой, и наступил момент, когда администрация города поставила общину перед выбором: вернуть дом городу за ту сумму, в которую он будет оценен городскими властями, или срочно продать самим, или начать капитальный ремонт немедленно.

Пришлось расстаться с несостоявшейся синагогой, а взамен купить дом. Обычный, небольшой деревянный дом, без газа и с туалетом во дворе.

Даже на такой дом своих денег общи- не не хватило, хорошо, что ИРО в Беларуси оказало посильную финансовую помощь. 

Сегодня в этот дом очень приятно зайти. Чувствуется, что относятся евреи к своему помещению с любовью: сделан недорогой, но аккуратный ремонт, везде чисто, члены общины, переглядываясь, явно понимают друг друга с полуслова. Рассказывают, как перестраивали старый дом, показывают тесты брахот в рамочках под стеклом, потом ведут во двор и с гордостью демонстрируют грядки с луком, помидорами и огурцами. Общину, у которой есть натуральное хозяйство, ничего не сломит.

А теперь пора отойти от пасторальной картинки и увидеть ситуацию целиком.

Глава Калинковичской общины Григорий Матвеевич Крейман:

– Несколько лет назад, на собрании правления общины было решено расстаться со зданием синагоги, выделенном городом, потому что ремонт и восстановление мы бы точно не осилили. Потом мы купили это здание, оно    довольно старое, и пришлось сюда сразу вкладывать много средств. Спасибо, что помог нам Григорий Львович. И сами, мы, конечно, много вложили своего труда, сил. А сейчас нам надо оплачивать и воду, и свет, вывоз мусора, и т.д. И – нам нечем…

Раньше на счет поступали деньги, нам хватало на оплату хозяйственных нужд, проведение Шаббатов и праздников. У нас – прекрасные люди, всегда со всей душой отзываются на любую просьбу, на любое событие.

Но нам очень нужен человек, спонсор, который помог бы финансами, чтобы мы решали хозяйственные вопросы. Деньги, которые раньше поступали на счет, больше не приходят. И некоторые вопросы мы, таки да, решаем своими силами, но далеко не все. Вон стоит ящик для цдаки, мы собираем, и то, что можем, – делаем сами, но не все… Те суммы, которые мы должны оплачивать за коммунальные услуги, стали для нас неподъемными. Нам очень нужна помощь.Биография Григория Матвеевича очень интересна. Мы готовы были увидеть медлительного человека преклонного возраста – нам сказали, что главе общины за девяносто. Ну, так, во-первых, Григорию Матвеевичу только восемьдесят девять, а, во-вторых, он на эти годы совсем не выглядит. Загорелый, гладко выбритый, бодрый и подтянутый. (Пока он водил нас по городу, можно было оценить и его физическую форму. Если Калинковичи так хорошо действуют на людей, стоит приезжать туда почаще).

Григорий Крейман закончил Мозырский медтехникум, работал в фельдшерском пункте, был председателем сельсовета городской области. В 2013 году стал председателем общины ("Наташа, вспомни, какой был год? 13-й? 14-й?" "2013 точно, не сомневайся, Матвеич!" И, обращаясь ко мне: "Вы знаете, если бы не ее помощь, если бы не наши женщины, я не знаю, как бы мы решали вопросы". Наташа, моложавая приятная женщина светло улыбается и норовит уйти на кухню. Правда, скоро возвращается, и начинает усиленно угощать всю компанию чаем и кофе).

–  Я принял руководство общиной, а через два дня мы получили ультиматум по поводу здания синагоги, которое общине выделил город, и которое на тот момент находилось в ужасном состоянии. Пришлось решать вопросы в очень быстром темпе. От синагоги пришлось отказаться, да…

Он вздыхает, проводит рукой по лицу, и становится понятно, что это и по сей день его мучает.

–  Скитались по квартирам, потом нашли вот этот дом. Сделали капитальный ремонт, обшили панелями, сейчас здесь хорошо, есть куда прийти людям, есть, где отметить праздники и Шабба- ты, и вообще – почувствовать себя евреями.

– Чем же был хорош именно этот дом?

– Здесь жила еврейская семья, да, и вообще, почти вся улица была еврейской.

– И много людей приходят?

– По спискам наша община включает шестьдесят два человека. И когда при- ходит сразу много людей, помещения уже не хватает. Мы никого не заставля- ем, но люди ходят очень охотно, с радо- стью, как правило, на каждый Шаббат собираются человек по тридцать – тридцать пять.

Кто поможет Каликовичской общине?

Конечно, хотелось бы прилетать, подобно волшебникам в голубом вертолете, но сегодня руководство ИРО многие вопросы могло только выслушать. Тем не менее, можно сделать то, что зависит от нас – узнать о проблемах, попыаться найти решения, рассказать о ситуации тем, кто может помочь

 

Председатель Иудейского религиозного объединения Григорий Хайтович:

– Сегодня ИРО в Беларуси объединя- ет 18 общин и еще 2 хотят вступить в Объединение, мы сейчас рассматрива- ем этот вопрос (на момент публикации правление уже приняло положительное решение).

Двадцать лет назад, когда я начинал заниматься еврейскими делами, были другие общины и другая активность. Сегодня во многих городах евреев не осталось. Обидно, что в таких извест- ных местах еврейской учености, как Мир и Воложин, сегодня нет евреев. Когда-то и Калинковичи был еврейским городом.

Григория Львовича тут же забросали вопросами:

– Как часто вы планируете нас посещать?

– Чаще, чем до сих пор. Помогать общинам – один из главных приоритетов Объединения.

Но средств, чтобы спонсировать все нужды общин категорически не хватает. Идеальным выходом было бы найти выходцев из родного города, которые бы поддерживали местную общину.

Конечно, в больших городах таких лю- дей больше, но они, как правило, и ста- раются поддерживать общины в своих городах. И складывается очень тяжелая ситуация, потому что у Калинковичей своих спонсоров нет. Хотя даже неболь- шая сумма решила бы многие пробле- мы. Вы знаете выходцев из Калинкови- чей, которые могли бы помогать?

В ответ евреи только горестно переглядываются.

Есть чем гордиться и чем похвастаться

Сегодня в общине работает женский клуб и воскресная школа. Оба эти проекта были созданы и осуществляются благодаря поддержке раввина Исроэля Тауба. Это он находит преподавателей, это он координирует и  помогает Как и во многих больших городах, например, в Минске, в женском клубе – учеба самая настоящая, по скайпу, тут ее ведет рабанит Хая Черняк. Еженедельно проходит видеоурок с Иланой Малкин – она рассказывает про обычаи и традиции еврейского народа. Вообще, рав Тауб – этот тот человек, к которому община обращается в сложных ситуациях. И он всегда находит возможность помочь.

Очень много для женско- го клуба, да и для общины, делает Белла Яковлевна Журавская. Это про нее и про Наталью говорил глава общины, что "без них, как без рук". Как рассказала мне Лариса Белан, дети из воскресной школы ездят в летний лагерь от Пинской еврейской школы, и после таких лагерей многие уезжают учиться в Пинск.  

– Городок небольшой, – объясняет Лариса, – развлечений мало, за боулингом надо ехать в Мозырь, Цирк – в Гомеле, Ледовый дворец – в Пинске. Но мы делаем все, что можем. Во-первых, стараемся, чтобы уроки всегда были интересными, и чтобы атмосфера была не просто душевной, а уникальной. Кроме уроков в помещении и выездов в другие города, мы ходим в походы, посещали еврейские захоронения, и, к счастью, город идет нам навстречу, под мероприятия выделяли даже Дом культуры, дали охрану.

Дети ходят в клуб и не боятся сказать, что они евреи. В свое время в моем классе было восемь евреев, и все старались скрывать свое еврейство.

– И много детей к вам приходят?

Надпись: Григорий Матвеевич Крейман– В детскую школу около десяти чело- век приходят постоянно (как правило – восемь – четырнадцать, а по спискам детей – восемнадцать). Принимаем мы ребят с 1 класса, но у нас детям так нра- вится, что часто приходят и 18-летние.

 

Раввин о Торе и современности

Вместе с руководителем ИРО в этот раз в Калинковичи приехал и главный раввин Объединения Мордехай Райхинштейн.

Кто-то, уже знакомый, доброжелатель- но улыбался, кто-то смотрел с любопыт- ством и недоверием, но вот точно не ожидали, что раввин скажет, что Тора и сегодня охватывает все области жизни.

Рав Райхинштейн:

Тора охватывает все области жизни. Помните, много лет назад была "Операция Энтеббе", в Уганде. Тогда захватчики предъявили ультиматум: либо Из- раиль выпустит всех террористов из тюрем, либо мы перестреляем всех ев- реев. Дали несколько дней на размыш- ления. Что произошло потом, известно всему миру. Израиль произвел потряса- ющую военную операцию.

Как вы считаете, – обращается рав Мордехай к притихшим евреям, – как было бы правильно поступить?

Все зашумели. Кто-то предлагал выпустить террористов, кто-то – выслать десантников и освободить пленных. Глава общины на прямой вопрос осторожно ответил, что с ходу такие вещи не решаются, надо продумать и взвесить все возможные решения.

–  Как вы помните, тогда было решено освободить заложников силовыми методами. Погиб один человек – командир десантников, родной брат премьер-министра. Он шел последним, прикрывал всю группу людей, и снайпер его застрелил. А вот раввины тогда предлагали другой выход из положения, потому что Тора рекомендует в любой ситуации в первую очередь спасать жизни, а при военной операции всегда кто-то погибает.

Зато престиж государства тогда про- сто взлетел.

Недавно был праздник Шавуот. И позвольте, я расскажу вам мидраш. Когда Моше давал людям Тору, ангелы сказали: зачем ты даешь людям Тору? Они недостойны ее… зачем им инструмент мудрости? Дай ее нам. Б-г сказал Моше: "Держись за пре- стол моей славы и отвечай". И Моше ответил: "Давайте посмотрим, что написано в Торе? В Торе написано: нельзя убивать, нельзя воровать. Нельзя прелюбодействовать. Вы – ангелы? Вам хочется убивать? Воровать? Прелюбодействовать? У вас нет и быть не может таких желаний. Тора важна для людей, у которых есть все эти желания, именно для того, чтобы они этого не делали. Проблема не в желаниях – человек может много чего хотеть, проблема в том,что человек делает. Поэтому Тора и нужна людям. Далее раввин рассказал о программах, которые могут быть актуальны, о семинарах, поездках. Посетили мы еврейское кладбище. Очень много еврейских могил, и видно, что за многими ухаживают. И уже совсем на выезде, городок меня поразил. Просто до немоты. Мы подъехали к зданию старой синагоги, не того, которое вернулось в городскую собственность, а другого, не очень большого, но все же больше теперешнего деревянного домика. Видя, что мы заинтересованно оглядыва- ем едва виднеющийся за забором дом, подошел  местный житель и стал рассказывать историю здания, и выражать надежду, что город выделит этот дом под синагогу: "А то уже года три стоит просто так, рассыпается потихоньку". Пока мужчины беседовали в стороне, я подошла к забору и замерла: На белой стене был написан девиз "skin head" с цифровой символикой. Грамотные какие скины в Калинковичах! И слова правильно пишут, и историю родного города знают, и место, где была синагога.

Кэрэн Вольман