Рабби Давид Лурия ( Радаль) из Быхова

Рабби Давид родился в 1798 году, в год смерти Виленского Гаона, в Быхове, в известной раввинской семье. Он стал потомком Мааршаля в восьмом поколении.Его отец реб Юдель Лурия был женат на дочке раввина Исраэля Раппопорта, руководителя раввинского суда Быхова. Реб Юдель был одним из крупнейших купцов Могилевской губернии, известным своей мудростью в житейских вопросах и добрыми делами. Рабби Дов Бер (сын рабби Шнеура Залмана из Ляд, второй ребе Хабада) писал свом хасидам, чтобы они во всех вопросах слушали его совета, ибо он – один из мудрейших людей губернии.

Реб Юдель Лурье раздавал большие суммы денег беднякам Быхова, двери его дома были открыты для любого еврея, приезжающего в город. Несмотря на то, что многие люди, которым он одалживал деньги, не возвращали их, он никогда не обращался в нееврейский суд, чтобы взыскать долги. Реб Юдель Лурье отличался огромной любовью к Торе и заповедям. В заслугу этого он удостоился того, что три его сына стали мудрецами Торы.

Старший сын рав Цви Гирш, был праведным евреем и мудрецом Торы. Каждый год он заново повторял весь Вавилонский Талмуд. Изучая всю жизнь Тору, и не занимая официальных должностей, он прожил всю жизнь в Быхове и умер в возрасте 70 лет, при жизни отца. Второй сын Аарон Лурия был раввином в Минске. Самым известным был третий сын, реб Давид Лурия, которому посвящен наш очерк. Реб Юдель Лурье умер в возрасте 91 года, находясь до последнего дня в ясном сознании, окруженный детьми, внуками и правнуками.

Рабби Давид с детства поражал всех удивительными способностями в изучении Торы. В возрасте 5 лет он уже знал весь Танах с комментариями Раши и Радака, и грамматику святого языка. В 6 лет он приступил к изучению Талмуда с комментариями Раши и Тосафот. Отец нанял для него специальных учителей Талмуда, которые были известными раввинами. В 9 лет он уже знал 9 первых трактатов Талмуда. В 10 лет рабби Давид знал наизусть все 6 разделов Мишны.

В возрасте 9 лет с ним произошла следующая история. В один из вечеров в комнату, где он изучал Тору, зашел его отец с князем Быхова. Вместе с ними был учитель, которого князь привез для своего сына из Франции. Учитель проэкзаменовал маленького Давида и все были потрясены его познаниями в области математики. Князь вручил ему подарок и договорился с отцом, что каждый день заграничный учитель будет заниматься один час с его сыном. Это было как раз то время, которое предназначалось для повторения Талмуда. Отказаться было невозможно. Но Давиду жалко было тратить время на что-либо, кроме Торы. Он пропла кал всю ночь. Наутро тело учителя нашли за городом – он был убит.

В 13 лет рабби Давид женился на дочке крупного виленского купца и знатока Торы, внучке ученика Виленского Гаона. Когда рабби Давид приехал в Вильно, для знакомства с семьей невесты, его выступление в Большой синагоге произвело на всех огромное впечатление. Первое время после свадьбы он жил в Вильно, где было много мудрецов Торы. Это общение оказало на него огромное влияние. Особенно близкие отношение сложились у него с рабби Шаулем Каценеленбогеном. Несмотря на большую разницу в возрасте они в течении четырех лет, проведенных рабби Давидом в Вильно, несколько раз завершили полный цикл изучения Вавилонского Талмуда. Подход к изучению Торы рабби Шауля оказал на рабби Давида огромное влияние.

В 17 лет рабби Давид уже закончил свой первый труд – комментарий на трактат Брахот Вавилонского Талмуда. Когда ему исполнилось 18 лет, рабби Давид с семьей возвращается в Быхов. Чтобы он мог в спокойной  обстановке продолжать изучение Торы, отец сделал специально для него бейт- мидраш. Даже для молитвы ему не нужно было прерывать занятия. В установленное для молитв время туда приходил специально приглашенный миньян, после чего рабби Давид мог сразу продолжать занятия. Тут он написал комментарий на весь Танах, мидраши Пиркей дерабби Элиэзер и Мехильта, примечания к Вавилонскому и Иерусалимскому Талмудам и на алахические респонсы гаонов, Рамбама и Шулхан Арух, а также коментаррий к книге "Зоар"– "Нефеш Давид" (душа Давида). Кроме этого, в это время им было написано множество ответов на вопросы, которые поступали к нему по самым разным областям еврейского закона. По свидетельству современников, рабби Давид отличался феноменальной памятью. Ему было достаточно бросить несколько взглядов на страницу любой книги, что бы она фотографически точно отпечатывалась в его памяти. В одну из поездок в Вильно к своему учителю рабби Шаулю Каценеленбогену, он, по его просьбе, заехал в Воложин к основателю иешивы рабби Хаиму. Последний был поражен его глубокими познаниями в Торе и благословил его со словами: "Да станет известным твое имя в мире!". Несмотря на его огромный авторитет в мире Торы, Радаль отказывался занимать официальные раввинские посты.

В 1854 году его пригласили на должность главного раввина Варшавы, которая в то время была одним из крупнейших городов еврейской диаспоры. Под этим приглашением стояли подписи крупнейших раввинов города, включая рабби Ицхака Меира Альтера. Радаль был влиятельным участником многих совещаний по важным вопросам еврейской жизни; во время пребывания в 1846 году Моше Монтефиоре в Вильно, он приезжал туда для переговоров. В 1835 году в возрасте 37 лет Радаль, по примеру Виленского Гаона, отправляется в добровольное изгнание (галут) в далекий от Быхова район Волыни. В этих же местах ранее был в изгнании рабби Хаим из Воложина. Будучи в течение 18 месяцев вдалеке от родных мест, он, тем не менее, не уменьшал интенсивности в изучении Торы.

В 1838 году Радаль, в результате оговора, пережил одно из самых тяжелых испытаний – арест и заключение в Шлиссельбургскую крепость. Приведем только один эпизод. Во время допроса следователи заговорили на французском, чтобы скрыть от подследственного содержание своей беседы. Радаль встал со своего места и отошел, чтобы их не слышать. Ведущий допрос сразу грозно обратился к раввину: "Кто позволил тебе встать?" "Вы, видимо, перешли на французский язык, чтобы я не понял вас" – ответил Радаль на изысканном французском. – "Но поскольку я не хочу вводить вас в заблуждение, то отошел, чтобы не слышать, о чем вы говорите". Следователи изменили к нему отношение, а вскоре он был полностью оправдан и освобожден из крепости. Подобно своему отцу, Радаль много занимался благотворительностью. Как и Виленский Гаон, он хорошо разбирался во многих науках, включая медицину, знал иностранные языки. Но ради этого он никогда не прерывал занятий Торой. Светские науки и иностранные языки он учил в таких местах, где запрещено заниматься Торой, например, в туалете.  Многие больные приходили к нему. Если человек был не в состоянии оплатить лекарства, Радаль вместе с рецептом писал аптекарю записку с просьбой отпустить лекарство бесплатно, а его стоимость записать в его счет. Рабби Давид Лурье скончался в Быхове в возрасте 58 лет. В последний путь его провожали все жители Быхова. В похоронах принимала участие даже городская полиция в форменных мундирах. Для прощания гроб с его телом был внесен в главную синагогу Быхова и положен на биме, месте, где читают Тору. Это огромная честь, которой удостаиваются только великие мудрецы Торы.

Раввин Мордехай Райхинштейн