"Шатер Давида"-новая синагога в Витебске.

По словам главного хранителя фондов Государственного архива Витебской области, кандидата исторических наук Константина Карпекина, в начале XX века в Витебске действовали 74 синагоги и иудейских молитвенных дома.

Прошло чуть более ста лет. Для истории не такой уж большой срок, но он был чрезвычайно насыщен событиями, которые потрясали весь мир. Еврейская община Витебска прочувствовала все эти огненные вихри на себе. В городе оставалась одна небольшая действующая синагога, открытая в начале 90-х годов на месте молитвенного дома, и разрушенные стены Большой Любавичской синагоги по улице Революционной. И вот впервые за более чем сто лет в Витебске построена синагога, получившая название "Шатёр Давида".

Новый 5778 год по еврейскому календарю иудейская община города встретила в ней. Здесь прошла первая молитва. Внешне синагогу уже видели многие витебляне, проезжая или проходя по улице Грибоедова, и по достоинству оценили красоту здания (архитектор Алексей Федористов), которое органично вписалось в старый городской район. На фасаде синагоги золотыми буквами написано её название на иврите – "Охель Давид". Накануне торжеств, посвященных открытию синагоги, мы обратились к наиболее компетентным людям с просьбой рассказать о ней.

На вопросы отвечает Леонид Альбертович Томчин, председатель Витебской иудейской общины.

– Конечно, центр синагоги – это молельный зал. Мы постарались совместить в молельном зале каноны ортодок- сальной синагоги, дух города Витебска, красоту и удобство для молящихся. Сердце молельного зала – Арон Кодеш, святая святых, в котором находится свиток Торы. Бима, место, где читают Тору, находится в центре зала – на возвышении, в отличие от старой синагоги. Эта бима гораздо большего размера. Одновременно у свитка Торы могут находиться 4-5 человек. Молельный зал светлый, высокий, рассчитан на 80-85 человек. Здесь, как и во всей синагоге, удобная мебель. Внешне молельный зал напоминает шатёр. На потолке – двенадцать сводов. В зале, конечно же, есть книжные шкафы, ведь евреи – народ книги. В восточную стену вмонтированы камни из Иерусалима, символизирующие Стену плача. На плоскости, отделяющий балкон от зала, копии работ Марка Шагала (цикл витражей "Двенадцать колен Израилевых"). Они подчеркивают нераз- рывную связь новой синагоги с историей Витебска.

– Своеобразную экскурсию по новой синагоге мы начали с молельного зала. Для чего предназначены другие помещения?

– Здание синагоги – это более 600 квадратных метров. Просторный круглый холл со стеклянным куполом создает хорошее светлое настроение. В одном из помещений мы планируем сделать Музей еврейской жизни Витебска. Есть просторный учебный класс.

Этажом ниже расположена миква – бассейн для ритуальных омовений. Он выполнен по всем канонам ортодоксального иудаизма. Это одна из немногих микв в Беларуси.

– Рядом, буквально в ста метрах, осталось здание старой синагоги. Она служила иудейской общине с начала 90-х годов. Какой будет дальнейшая судьба этого здания?

– Старое здание будет использоваться общиной для проведения праздников, но синагогой оно уже не будет.

– Строительство синагоги продолжалось два года. Оно началось осенью 2015-го и завершилось после осенних еврейских праздников нынешнего года. 

Основная финансовая нагрузка легла на вас и организацию, которую Вы возглавляете – холдинг "Аптека-Групп". Кто ещё стал спонсором возведения новой синагоги?

– Синагога строилась исключительно на деньги, перечисленные людьми на благотворительность. Я уверен, что все- ми движет искреннее желание помочь и быть причастным к строительству ма- лого храма в Витебске, в городе с боль- шой еврейской историей. Строитель- ство малого храма, которым считается синагога, это прямой путь к восстанов- лению Большого Храма. Имена всех, кто помогал в строительстве, мы отметим на табличках внутри и с наружи здания. Они заслуживают, чтобы о них вспоми- нали, независимо от того, какую сумму пожертвовали. Но в рамках интервью это сделать невозможно и поэтому я назову лишь некоторых спонсоров проекта.  Основной вклад внесли витебляне, представители бизнеса: фирма "Рубикон" и её руководитель Виктор Львович Фарбер, Олег Львович Рогатников, Борис Наумович Гарцман, Алексей Яковлевич Козловский, Николай Николаевич Беленький-Гордонов. Особенно хочется отметить Любу Лейбовну Манулькину, которая перечислила деньги, причитавшиеся ей, как малолетней узнице Витебского гетто. Хочу вспомнить нашего земляка, ныне живущего в Санкт-Петербурге Алексея Гнесина. На наш призыв отозвались бизнесмены из Латвии Борис Крупник, Виктор Брод, Роман Дейч, Игорь Раппопорт.

Всем названным и не названным мной людям огромное спасибо!

С Витебском связаны имена многих известных раввинов. Недавно в Музее Шагала прошла выставка "Раввинская династия", посвящённая раввину Медалье, служившему в Витебске, а затем в Москве. В страшные годы сталинизма он взял на себя ношу главного раввина страны, честно нёс её и поплатился за это жизнью. Витебск всегда был одним из центров еврейской диаспоры, действовали синагоги, молитвенные дома, работали йешивы, Талмуд-Тора.

Конечно, сегодня другие времена. Но всё равно звание "раввин Витебска" – это звучит!

На вопросы отвечает раввин Витебска Малкиель Горгодзе.

– Расскажите о себе, своей семье. Есть ли в вашей родословной витебские страницы?

– Родился в Минске. После школы уехал в Одессу, там женился и там же за- кончил Южноукраинский национальный университет им. К.Д Ушинского по специальности психология. Параллельно служил раввином в городе Измаил, после учился в йешиват РаН в Иерусалиме и йешиве "Торат Хаим" в Москве.

В отношении моего приезда в Витебск, вся история мне кажется довольно любопытной. Когда ещё, будучи студентом, меня кто-то в шутку спросил, где бы ты хотел быть раввином, я ответил, что в Витебске. Почему я так сказал? Я родом из Беларуси и всегда чувствовал особую связь с этим местом. Для меня это место, где я вырос, где провёл своё детство, где встретил первых и лучших друзей. Отсюда родом часть и моих кровных предков, и тех, кого я считаю своими учителями и чьим последовате- лем мне хотелось бы быть. Поэтому, как-то незаметно для себя, я всегда, где бы ни находился, пока не приехал в Витебск, на вопрос "Ты откуда?" отвечал "из Минска", хотя многие годы к тому времени там уже не жил.

Говоря  о предках: мой дед родом из Витебска, его мама – из Глубокого, семья жила в Орше и Расаснах. Я учился в иешиве и не думал куда-либо ехать. Когда мне сделали предложение поехать работать раввином, я готов был услышать любое название города, но только не Витебск. И конечно, тут я не смог отказать, для меня это было неким ощущением проведения. С одной стороны мои предки отсюда, с другой стороны, Витебск и его округ – это колыбель белорусского хасидизма наряду с Пинском, Кобрином, Слонимом. И это вселяет в меня надежду: раз всё так, возможно, у меня получится принести пользу и помочь местному еврейству.

– Изменится ли жизнь витебской иудейской общины после открытия новой синагоги?

  – Должна измениться. Старая синагога может показаться в чём-то аутентичной и мне это импонирует, но, конечно, она уже не в состоянии вместить всех желающих и, безусловно, не отвечает современным тенденциям. Новая синагога –  это большое просторное строение с молельным залом, классом для занятий, миквой. Оформлена в современном сти- ле и органично вплетается в архитектуру города. Это иудейское культовое сооружение, построенное от начала до конца на новом месте на территории Беларуси впервые за сто лет. Современному человеку важна радость глаз и ощущение сакральности места, некое эмоциональное переживание. Сегодня Витебская синагога может это предложить.

– Назовите дату торжественного открытия синагоги "Шатёр Давида" и, если это не секрет, кого ожидаете в гости?

– Адрес новой синагоги: улица Грибоедова, 12. Торжественное открытие состоится 17 октября 2017 года в 14.00. Мы ожидаем много гостей: представителей городской и областной власти, главного раввина ИРО в Республике Беларусь, представителей посольства Государства Израиль, главу йешивы "Торат Хаим" и постоянного члена Раввинского Суда СНГ и стран Балтии, директора Конференции Европейских Раввинов рава Моше Лебеля, раввинов белорус- ских городов, лидеров и председателей общин, представителей других конфес- сий Беларуси, спонсоров, помогавших нам строить синагогу, журналистов.

mishpoha.org