Месяц Шват

Еврейский месяц шват начинается в этом году вечером 16 января и заканчивается 14 февраля. Шват — одиннадцатый месяц года, если считать с Нисана, и пятый, если считать с Тишрей, от Рош Гашана. Тора и Танах называют его «одиннадцатым месяцем».
 
Название месяца заимствовано из аккадского языка в период вавилонского пленения. На аккадском языке слово шабату, по-видимому, означало удар, относящееся к сильным дождям. Название этого месяца впервые упомянуто у пророка Захарии (1:7): «В двадцать четвертый день одиннадцатого месяца — это месяц Шеват, — в год второй (царствования) Дарейавэша, было слово Г-сподне к Зехарйе, сыну Бэрэхйау, сына Иддо, пророку, сказано».
Швату соответствует созвездие Водолея (на иврите Дли — «ведро»). В Торе сказано (Бамидбар, 24): «Переполнятся его [Израиля] ведра водой...» Символ черпания воды указывает на изучение Торы, поскольку вода ассоциируется с Торой. Мудрецы указывают, что Элиэзер, слуга Авраама, посланный им привести жену для Ицхака, выполнил свое задание именно в месяце шват, когда повстречал Ривку у колодца. О своем слуге Авраам сказал, так написано в Торе: «бен-мешек бейти, мой домоправитель, Элиэзер из Дамаска, дамесек», — что прямо указывает на глагол машак, черпать воду, т.е. он был первым человеком, черпавшим из Торы Авраама. Водолей (тот, кто черпает воду) — это символ Элиэзера. 
Поскольку к месяцу Шват обычно выпадает большая часть дождей, то водоемы в это время полны водой; поэтому воду не приходится зачерпывать в глубине колодцев — ведра и так поднимаются переполненными...
Первого Швата Моше, находясь в степях Моава, на восточном берегу реки Иордан, начал читать Израилю Книгу Дварим («Второзаконие»), полную горьких, но справедливых упреков — ведь евреи многократно ослушались Вс-вышнего за почти сорок лет, проведенных в пустыне.
В этой книге вновь излагаются многие из заповедей, которые Моше получил за все эти годы, — на горе Синай и в Мишкане, а также новые заповеди, о которых еврейский народ еще не знал. Он передал сынам Израиля благословения и проклятия, которые они должны будут произнести, войдя в Эрец Исраэль, рассказал им о том, каким образом нужно будет завоевывать Святую землю, а также благословил их в предвидении своей скорой смерти.
Важнейшая дата еврейского календаря, которая выпадает в этом месяце, — это Ту би-Шват – 15 швата (Ту би-Шват происходит от ивритской даты празднования. «Ту» — это ивритские буквы «тэт» и «вав», имеющие числовое значение 9 и 6, что в сумме даёт 15).
Этот день известен как Новый год деревьев. Что это значит? Дело в том, что каждый год имеет четыре дня, являющиеся его «началами» или «началами года». Это 1-ое Нисана, 1-ое Элула, 1-ое Тишрей и 15-ое Швата – Ту би-Шват. 
1-ое Нисана является началом года в том, что касается отсчета лет царствования царей Израиля, а также порядка праздников в году.

 

1-ое Элула — начало года в том, что касается возраста домашних животных.
1-ое Тишрей — начало года, являющееся Днем Суда для всего мира. В этот день выносится решение о том, кому будет продлена жизнь еще на год. Кроме того, 1-ое Тишрей — начало года в том, что касается счисления лет шмиты (когда землю запрещено обрабатывать, а плоды, рождающиеся на ней, подлежат особому обращению) и йовеля («пятидесятого года», когда, в частности, рабы выпускались на свободу, а земли, отобранные за долги, возвращались их первоначальным владельцам).
15-ое швата, Ту би-Шват — это «Новый год деревьев», начало года в том, что касается отделения  части от урожая плодов фруктовых деревьев, которую необходимо передавать Храму, священникам-коганим, левитам, беднякам и т.д. 
Наши мудрецы установили 15-ое Швата как «Новый год деревьев» потому, что к этому дню обычно уже выпадает большая часть годовой нормы осадков, и на деревьях успевают завязаться плоды; поэтому те плоды, которые завяжутся после этого дня, станут как бы «отдельным благословением».
Земля к Ту би-Швату уже обогащена дождями и зимним отдыхом, поэтому это самое подходящее время для посадки деревьев.
Исторически день Ту би-Шват вышел за пределы системы заповедей, связанных с земледелием в Стране Израиля, и стал днем Страны Израиля, праздником природы Эрец-Исраэль. Можно сказать, что если Девятое ава стало символом опустошения Эрец-Исраэль, то Ту би-Шват стал символом расцвета страны, ее возрождения и заселения, красоты ее природы...
В прежние времена наши предки предпринимали немалые усилия для того, чтобы получить возможность в Ту би-Шват произнести благословение над плодом, выросшим в Стране Израиля. Этот обычай распространен и сегодня, и у евреев, живущих в диаспоре, он выражает их солидарность со Страной Израиля.