Убрать Дорна. Как это делалось

Вот уже почти год, как я хочу рассказать обо всем этом широкой аудитории. Однако только сейчас, после того, как представитель прокуратуры исключила из обвинения статью о взятке, по которой и был арестован Юрий Дорн, я могу это сделать, не нарушая законодательства даже формально. А сделать это я считаю, необходимо, чтобы о поступках подлецов, упрятавших председателя ИРО за решетку, узнало как можно большее количество народа. Может тогда этим, с позволения сказать, «людям» не удастся причинить боль и несчастье ещё кому-нибудь. Поэтому, вспомнив свою очень давнюю журналистскую практику, я пишу эту статью о том, как подставили Юрия Дорна.

Официально: 13 марта 2012 года  глава Иудейского религиозного объединения Республики Беларусь, Ю.М. Дорн был задержан сотрудниками правоохранительных органов по подозрению в получении взятки. Подозрение возникло в связи с заявлением одного из арендаторов Владислава Чекалова о вымогательстве у него денежных средств в сумме более 13 000 долларов США за заключение договора аренды. По настоящее время  Юрий Дорн находится под стражей.

 

Кто же такой этот Владислав Чекалов и почему это все случилось?

 

Юрий Дорн возглавлял Объединение более 16-ти лет. Последнее время не всем, очевидно, нравились методы и формы управления. Когда все было хорошо, деньги спонсоров рекой текли в кассу, этих денег с лихвой хватало на всех. Однако после кризиса все поменялось, многочисленные еврейские фонды, потерявшие деньги в афере Мэдоффа, закрыли финансирование, и полноводная река оскудела и съежилась до размеров тоненького ручейка.

На волне этого недовольства сформировалась группа лиц, решившая захватить власть в Объединении. Легитимным порядком сделать это не представлялось возможным,  Юру в Объединении любили и поддерживали. Чтобы убрать его, требовалось кардинальное, «хирургическое» вмешательство. И за этим дело не встало.

Владислав (еврейское имя Яков) Чекалов появился в минской синагоге примерно за несколько лет до описываемых событий. Тогда никто ещё не знал о его бурном криминальном прошлом (арест за грабёж в 99-м году в Минске, 4 судебных приговора в Израиле, в числе статей мошенничество и давление на свидетелей). Молодой религиозный паренек, занимающийся бизнесом, якобы искренне пытается помочь испытывающему непростые времена Объединению. Как то невзначай, он настолько втерся в доверие к Дорну, что стал, чуть ли не его правой рукой. Принимая то или иное решение, Юрий Михайлович зачастую советовался с Чекаловым. Когда того не хотели принимать в Минскую религиозную общину (мотивируя тем, что абсолютно не знают его)  Дорн буквально «продавил» его принятие, использовав для убеждения рядовых членов общины весь свой авторитет. И  Яша «отблагодарил»  сполна.

 

Фабула обвинения: Дорн Ю.М. принял от Чекалова В.И. 13 000 долларов за заключение с фирмой, принадлежавшей Чекалову, договора аренды на помещение площадью 189 кв. м. 

Откуда такие деньги??  Неужели в Минске настолько сложно снять помещение в аренду?

Да, Юрий Михайлович в какой то степени нарушал закон, сдавая помещения ИРО в аренду. Как правило, при стоимости одного метра 10 евро, договор заключался на 7, а то и на 5, а разница шла наличными и составляла т.н. «черную» кассу. Увы, так делают очень многие владельцы помещений. Во-первых,  налогов, таким образом, платится меньше, а во-вторых, в распоряжении руководителя появляются свободные деньги, которыми можно оперативно закрывать различные хозяйственные вопросы. В частности те, которые трудно закрыть через официальную бухгалтерию.

Чекалову, с которым Юрий Михайлович часто советовался, была хорошо известна эта особенность хозяйственной деятельности ИРО. Сюда то и было решено нанести удар. Узнав, что одно из помещений на Даумана 13б в скором времени освобождается, Чекалов захотел взять его в аренду. Дорн не возражал, однако предложение Чекалова внести наличными всю сумму за 5 лет  вперёд  вызвало у него, мягко скажем, недоумение. Все это, кстати,  отчетливо видно на расшифровке аудиозаписей переговоров, которые Чекалов уже тогда записывал. Он настаивал, (а как же, ему же нужна была сумма, превышающая 1000 минимальных з.п., чтобы размер взятки стал особо крупным!) уговаривал, говорил, что деньги как раз нужны для закупки мацы на праздник Песах.  И  ничего не подозревавший Дорн согласился.

Наверное, не стоит сейчас вдаваться в абсурдность самого факта взятки за право аренды в то время, когда помещений в городе больше, чем желающих их снять, а стоит задуматься о другом: Яков (или все-таки Владислав) Чекалов позиционировал себя как религиозного, соблюдающего заповеди, человека. Потом, в частных беседах, он будет настаивать на том, что действовал по указанию «уважаемого Даяна (Судьи) из Иерусалима», и с чистым сердцем, т.к. якобы к Дорну претензий накопилось немало, и другого решения вопроса просто не было. Казалось бы, если тебя что-то не устраивает, если ты видишь злоупотребления - у Объединения есть правление, куда входят несколько глав общин, есть, в конце концов, общая Конференция. Сообщи о своих сомнениях людям, задай прямые и неудобные вопросы, словом, реши проблему нормальным и достойным образом. Но, видимо, существовали какие то причины, по которым ждать нормального разрешения уже не хватало времени. И эти причины были столь сильны, что человек решился на такое ошеломляющее предательство.

По поводу этих причин, побудивших Чекалова написать на Дорна донос в милицию, я разговаривал с очень большим количеством людей, как евреев, так и неевреев. Среди них  нет единого мнения. Одни считают, что Яша хотел открыть в здании синагоги покерный клуб, а Дорн этому препятствовал, хотя, если честно, верится в это с трудом, слишком уж несуразным выглядел бы покерный клуб в синагоге… Другие просто считают, что Яше хотелось самому «порулить». Но есть и ещё одно предположение.

Чекалов  не действовал в одиночку. Как это ни ужасно звучит, но нашлись люди, поддержавшие его. К сожалению,  я не могу назвать этих имен, поскольку «железобетонных» доказательств их причастности у меня нет, а поэтому,  в соответствии с еврейским законом, действует правило «злого языка». Мы не можем говорить плохо о людях, не имея на это достаточных оснований. Поэтому в дальнейшем, этих людей я  буду называть обезличено. Но в отношении Чекалова доказательств более чем достаточно, поэтому продолжу.  Чекалов вместе с этими людьми составили группу, попытавшуюся захватить власть в ИРО. Для чего? Попробую ответить.

Как известно, здание по ул. Даумана 13б, находится в активно развивающемся районе Минска. Это значит, что если появится подходящий инвестор, желающий выстроить на месте синагоги, к примеру, 20-ти этажный «Хилтон», то ему будет достаточно добиться согласия руководства объединения на предоставляемую замену, временную или постоянную, и «утрясти» технические вопросы с городским руководством. В принципе, ничего плохого в этом нет, Объединение может либо получить новое здание в другом месте, либо претендовать на несколько этажей и пристроек в новой башне. Весь вопрос в цене. В свое время Дорну  уже делались подобные предложения (помните, ходила несколько лет назад «история о продаже синагоги»). Юрий Михайлович, скорее всего, либо не согласился, либо запросил слишком дорого, по мнению потенциальных инвесторов. И вот тогда, возможно, и  было принято решение убрать строптивого председателя, заменив его более сговорчивым. А на роль нового главы Объединения, с которым можно было бы уже без проблем договариваться, и планировался Владислав Чекалов.    

 

Человек, которому мы доверяли…

 

А теперь отслеживайте факты, и, как говорится, делайте выводы.

Буквально сразу же, спустя всего три дня после задержания Дорна в Минской религиозной общине «Бейс Исроэль» состоялось собрание, на котором действующий глава общины Александр Куров заявил: - «Я устал, я ухожу, а в преемники рекомендую … Якова Чекалова». Старики, члены общины, бывшие не в курсе происходящего,  уже готовы были проголосовать за новоиспеченного преемника. Видя это, я выступил и рассказал людям о роли Чекалова в аресте Дорна. Поднялся шум, в общем, собрание начало проваливаться. И тут  раввин Объединения, Авраам Бенинсон, пытаясь поправить положение, и призвать всех к порядку, сообщил, что решение «убрать» Дорна было одобрено… некими раввинами из Иерусалима, пожелавшими остаться неизвестными. Вот тут и начался настоящий геволт. Некоторые старики вообще хотели побить Чекалова своими палками. Потому что даже не очень сведущие в религии люди понимали, что в схему ценностей иудаизма подобное просто не укладывается и уложиться не может. Словом, Чекалова председателем Минской общины не избрали.

Тут хочется сказать ещё несколько слов о так называемом «раввине» Бененсоне. Почему т.н. и в кавычках? А как ещё можно говорить о человеке, занимавшем должность раввина Объединения и в то же время писавшего грязные доносы на одного еврея и требовавшего ареста (!) другого? Понимаю ваш ужас, однако судите сами: Вот выдержки из писем, любезно предоставленных адвокатом Юрия Михайловича Алексеем Ермошиным.. Орфография и синтаксис сохранены.

-  Дорн Ю.М., являясь председателем ИРО, является абсолютно нерелигиозным и несоблюдающим религиозные законы человеком. Его безразличие и невежество в вопросах религии очень велико…

-  Дорн Ю.М. к религии никакого отношения не имеет, синагогу не посещает, религиозные обряды не исполняет, а использует синагогу и ИРО в целом лишь как источник личного незаконного обогащения…

- Сдача в аренду помещений осуществлялась нелегальным образом в обход государственного законодательства, деньги давались по-черному, из рук в руки, нигде не фиксировались и т.п…

- В заключение хочу сказать следующее: белорусскими органами правопорядка задержан матерый преступник, сознательно и на протяжении многих лет нарушавший и религиозные, и человеческие, и государственные законы…

Это про Юрия Михайловича.  А вот про Беллу Петровну Великовскую, тогдашнего исполнительного директора ИРО:

- В связи с ситуацией, сложившейся вокруг задержания председателя Иудейского религиозного объединения в Республике Беларусь (далее ИРО) Дорна Ю.М. считаю своим гражданским долгом довести до сведения следствия следующее:

Представляется совершенно очевидным, что в интересах следствия жизненно необходимо как можно скорее, до окончания следствия, суда и оглашения приговора, принять меры к задержанию исполнительного директора ИРО Великовской Б.П., т.к. по ее действиям со дня задержания Дорна Ю.М. видно воочию, что ей делается все, чтобы помешать ходу следствия…

- Со дня задержания Дорна Ю.М. она развила бурную деятельность по общению с должностными лицами объединения (включая председателей общин, входящих в ИРО), а также самыми разными людьми, связанными с ИРО, в настоящем или прошлом, известными следствию или, возможно, ему еще не известными, не пропуская буквально ни одного человека, и подробно инструктируя их «что говорить». Разумеется, трудно предположить, что весь этот инструктаж проводится в духе всемерного содействия следствию (особенно если принять во внимание, что сама призналась (в присутствии свидетелей), что будет всячески следствию препятствовать…

- В свете вышесказанного представляется, что одной из важнейших и первостепеннейших задач следствия в сложившихся обстоятельствах является принятие мер к задержанию Великовской Б.П. как можно скорее…

С уважением,

Главный раввин Иудейского религиозного

Объединения в Республике Беларусь                                         Авраам Бененсон

Я ответил на вопрос, почему по отношению к Бененсону слово «раввин» взято в кавычки?  

 

Попытка рейдерства

 

Потерпев в первый раз неудачу,  несостоявшийся глава Объединения решил ещё раз испытать силы полтора месяца спустя. Тридцатого апреля состоялось заседание Правления ИРО, на котором Куров, являвшийся членом Правления,  попытался «протащить» кандидатуру Чекалова исполняющим обязанности уже как Председателя всего Объединения. Сохранился заготовленный заранее соответствующий протокол заседания Правления, Куровым и подписанный. Накануне заседания Правления Чекалов пытался подкупить остальных председателей общин, входивших в Правление, предлагая им деньги «для содержания общины». Кое-кто растерялся и эти деньги взял. Однако, когда члены правления проголосовали против назначения Чекалова исполняющим обязанности председателя, он эти деньги у них отобрал обратно. Здесь хочется низко поклониться тогдашнему председателю могилёвской общины Науму Абрамовичу Иоффе, да вознесется его душа, который встал неодолимой преградой на пути у Чекалова со товарищи, доведя до сведения остальных членов правления реальную ситуацию в объединении. Не буду тратить много слов, итоги того апрельского заседания Правления известны, исполняющим обязанности Председателя Объединения был утвержден  Наум Абрамович Иоффе, а исполнительным директором – я, Абрамович Юлий.

Хотя план по захвату власти и потерпел крах, более полугода работа офиса была практически парализована всевозможными проверками и следственными действиями. Кроме  проверок по делу Дорна, милиция постоянно ходила в синагогу по заявлениям  Чекалова уже в отношении меня лично. Раз за разом органы выносили постановления об отказе в возбуждении уголовных дел (слава Б-гу, в отношении меня правоохранителей не удалось ввести в заблуждение, как в случае с Дорном), однако неугомонный Яша продолжал писать все выше и выше. Самыми последними инстанциями, разбиравшимися по его доносам, были Генпрокуратура РБ и УБЭП Республики. На последнем, слава Б-гу, дело наконец-таки закрылось окончательно.  Вот такие   поступки у человека, называющего себя религиозным. К слову сказать, заявления в милицию писал ещё один известный, с позволения сказать, «раввин», Игаэль Йегуди, в миру Костя Лук, однако я не собираюсь уделять ему много места здесь.  (Обижаться на поступки таких «раввинов»   считаю ниже своего достоинства.)

А сейчас просто примите к сведению: один «религиозный» человек, Яков-Владислав Чекалов, сделал все, чтобы посадить в тюрьму еврея. Другой, Авраам Бенинсон, пишет письма, чтобы упрятать Дорна «поосновательней», и чтобы немедленно задержали и посадили за решетку женщину, человека пенсионного возраста. Бывший председатель минской общины (тоже «религиозный»!) Александр Куров тоже пишет в Следственный комитет и Генеральную прокуратуру обращение, в котором  сообщает о Дорне, что «преступные действия, совершенные с использованием служебных полномочий лицом, призванным служить высоким целям и пропагандировать духовные ценности среди приверженцев иудейской традиции, не только повлекли имущественный вред для ИРО в РБ, но и дискредитировали деятельность общественного объединения» и требует «пресечь продолжающуюся противоправную деятельность Дорна». Конечно, в сравнении с перлами Бенинсона, это письмо выглядит достаточно бледно. Ни тебе цветастых эпитетов, ни красочных описаний злодейства.… И если бы не верноподданно прилагаемая  диктофонная запись (сделанная, разумеется, тайно, как и все, сделанное этими людьми) того самого заседания правления, на котором потерпели крах мечты о захвате власти, то само письмецо могло бы и остаться незамеченным.…  Так вот, не кажется ли вам, что «неладно что-то в датском королевстве…»?

 

Необходимость очищения

 

Многие люди отговаривали меня от публикации всей этой грязи. Дескать,  кому от этого будет легче, Дорну все равно это уже не поможет и т.д. А вот моральный ущерб Объединению, да и всем евреям может получиться нешуточный.  Аргументы без сомнения серьёзные.

Сейчас все уже закончилось, во главе общины стоят замечательные люди,  вся скверна выброшена прочь… Но, мне кажется, пытаясь скрыть эти наши болячки у себя внутри, мы провоцируем их появление в других местах. Потому что лечатся эти вещи только одним, ярким светом, пристальным вниманием всего общества. Ну, действительно, какое наказание можно применить к  Владиславу Чекалову?  В Уголовном Кодексе есть статья за клевету, она предусматривает мизерное наказание, да ещё захочет ли Юрий Михайлович нарушать Еврейский закон, подавая на еврея в нееврейский суд, каким бы ни был этот еврей. Что присудит Бейт Дин (раввинский суд), в который без сомнения Дорн ещё обратится, неизвестно, да и будет это ещё не скоро. Остается только одно - гласность. Народ  должен знать своих «героев».

«Дело Дорна» бумерангом ударило по всем евреям. Авторитет еврейских общественных организаций сильно пошатнулся, практически каждый руководитель был вынужден давать комментарии по этому делу.  Кто-то теперь получил повод сказать, что евреи ради выгоды не прочь подставить и своих, а кто-то еще и будет утверждать, что «это у них  закон такой».

Но,  знаете,  если кто-нибудь, когда-нибудь скажет, что эти… люди имеют какое-нибудь отношение к еврейской религии, не пытайтесь возражать, они не стоят ваших возражений. Просто переводите разговор на другую тему. И просто будьте осторожны с этими… с позволения сказать, евреями.